"Игры и Игрушки. Эксперт" №6-2019
Дидактическая игра «Баночки»
Дидактическая игра на развитие сенсорных эталонов для старших дошкольников коррекционной группы
Дидактическая игра представляет собой сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания ребёнка. Более десяти лет я работаю с дошкольниками, имеющими нарушения слуха, и в своей работе широко использую дидактические игры, которые создаю сама. Одной из важных характеристик таких пособий, является их многозадачность и полифункциональность.
Дидактическая игра «Баночки» позволяет решить сразу несколько задач: сформировать у ребёнка сенсорные эталоны, развить цветовосприятие, внимание, память, мышление, закрепить количественный и порядковый счёт в пределах 10, развить математические навыки, развить зрительно-двигательную координацию, мелкую моторику рук.
Для изготовления пособия понадобятся:
В зависимости от поставленной задачи и возраста ребёнка, с «Баночками» можно придумать следующие варианты игр, упростив или, наоборот, усложнив задания.
Ход игры: ребёнку предлагается карточка с цветными кругами, чередование которых он должен повторить на деревянных дощечках с баночками, завинчивая цветные крышечки.
Ход игры: для задания подготовить по 3-5 крышечек каждого цветы. Сначала ребёнку предлагается рассмотреть последовательность цветных крышечек на дощечках, а потом самостоятельно продолжить её.
Ход игры: использовать одну дощечку с пятью баночками. После того, как ребёнок правильно завинтит крышечки в соответствии с образцом, предложить ему запомнить последовательность цветов, а потом воспроизвести их по памяти. Для усложнения предложить ребёнку закрыть глаза, а в это время поменять местами крышечки или заменить крышечку на другой цвет и спросить: «Что изменилось?».
Ход игры: ребёнок с помощью пинцета должен собрать все помпоны нужного цвета в баночку и завинтить её крышечкой того же цвета.
Ход игры: ребёнку предлагается карточка с написанными цветными цифрами. В соответствии с предложенным образцом ребёнок должен положить в каждую баночку определённое количество помпонов нужного цвета с помощью пинцета. Баночку можно завинтить крышечкой того же цвета.
Ход игры: ребёнку предлагается воспринять на слух определённое количество звучаний, воспроизведённых на музыкальных инструментах (на барабане, на дудке, на металлофоне и других), а затем положить равное число помпонов в баночку.
Ход игры: ребёнку предлагается карточка с числовым рядом, в котором есть пропущенные цифры. Ребёнок должен догадаться, какие числа пропущены, и положить во все баночки определённое количество помпонов.
Ход игры: предлагается карточка с числами, «соседи» некоторых чисел пропущены. Ребёнку нужно определить «соседей» этих чисел и положить во все баночки нужное количество помпонов.
Ход игры: задания даются в устной форме, например: «Положи в первую баночку пять помпонов, во вторую — на один помпон больше (меньше)».
Ход игры: ребёнку предлагается карточка с написанными примерами. Ребёнок решает пример, а в баночку кладёт количество помпонов, равное ответу в примере.
Ход игры: ребёнок выполняет задание по словесной инструкции, например: «Закрой первую баночку белой крышечкой. Закрой третью баночку жёлтой крышечкой и так далее».
Ход игры: ребёнок выполняет задание по словесной инструкции, например: «Красная крышечка над синей крышечкой. Зелёная крышечка между розовой и фиолетовой».
Ход игры: ребёнок выполняет задание по словесной инструкции, например: «Чёрная крышечка слева от серой крышечки».
Игру можно дополнять деталями, например, используя более крупные или, наоборот, самые маленькие помпоны (бусины, пуговицы), и придумывать собственные варианты заданий. Желаю творческих успехов!
Дидактическая игра представляет собой сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания ребёнка. Более десяти лет я работаю с дошкольниками, имеющими нарушения слуха, и в своей работе широко использую дидактические игры, которые создаю сама. Одной из важных характеристик таких пособий, является их многозадачность и полифункциональность.
Дидактическая игра «Баночки» позволяет решить сразу несколько задач: сформировать у ребёнка сенсорные эталоны, развить цветовосприятие, внимание, память, мышление, закрепить количественный и порядковый счёт в пределах 10, развить математические навыки, развить зрительно-двигательную координацию, мелкую моторику рук.
Для изготовления пособия понадобятся:
- 2 деревянные дощечки длиной 15 см.
- 10 пустых баночек от гуаши.
- Не менее 12 крышечек от баночек.
- Набор разноцветных помпонов диаметром 1 см.
- Пластмассовый детский пинцет.
- Клеевой пистолет.
- Набор акриловых красок.
- Белый картон, цветная бумага, ножницы, фломастеры.
В зависимости от поставленной задачи и возраста ребёнка, с «Баночками» можно придумать следующие варианты игр, упростив или, наоборот, усложнив задания.
Вариант 1. «Повтори последовательность»
Цель: развивать зрительное восприятие, закреплять названия цветов, развивать умения завинчивать и отвинчивать крышечки.Ход игры: ребёнку предлагается карточка с цветными кругами, чередование которых он должен повторить на деревянных дощечках с баночками, завинчивая цветные крышечки.
Вариант 2. «Продолжи ряд»
Цель: развивать внимание, мышление, зрительное восприятие.Ход игры: для задания подготовить по 3-5 крышечек каждого цветы. Сначала ребёнку предлагается рассмотреть последовательность цветных крышечек на дощечках, а потом самостоятельно продолжить её.
Вариант 3. «Запомни последовательность»
Цель: развивать память, закреплять названия цветов.Ход игры: использовать одну дощечку с пятью баночками. После того, как ребёнок правильно завинтит крышечки в соответствии с образцом, предложить ему запомнить последовательность цветов, а потом воспроизвести их по памяти. Для усложнения предложить ребёнку закрыть глаза, а в это время поменять местами крышечки или заменить крышечку на другой цвет и спросить: «Что изменилось?».
Вариант 4. «Разложи по цвету»
Цель: развивать умение работать с пинцетом, захватывая мелкие предметы (помпоны), учить работать правой и левой рукой попеременно.Ход игры: ребёнок с помощью пинцета должен собрать все помпоны нужного цвета в баночку и завинтить её крышечкой того же цвета.
Вариант 5. «Считаем до десяти»
Цель: закреплять количественный счёт в пределах 10.Ход игры: ребёнку предлагается карточка с написанными цветными цифрами. В соответствии с предложенным образцом ребёнок должен положить в каждую баночку определённое количество помпонов нужного цвета с помощью пинцета. Баночку можно завинтить крышечкой того же цвета.
Вариант 6. «Послушай и посчитай»
Цель: развивать слуховое восприятие, учить воспринимать на слух количество звучаний, закреплять количественный счёт.Ход игры: ребёнку предлагается воспринять на слух определённое количество звучаний, воспроизведённых на музыкальных инструментах (на барабане, на дудке, на металлофоне и других), а затем положить равное число помпонов в баночку.
Вариант 7. «Продолжи числовой ряд»
Цель: формировать представление о числовом ряде, последовательности цифр в числовом ряду.Ход игры: ребёнку предлагается карточка с числовым рядом, в котором есть пропущенные цифры. Ребёнок должен догадаться, какие числа пропущены, и положить во все баночки определённое количество помпонов.
Вариант 8. «Соседи» числа»
Цель: учить определять «соседей» числа в числовом ряду.Ход игры: предлагается карточка с числами, «соседи» некоторых чисел пропущены. Ребёнку нужно определить «соседей» этих чисел и положить во все баночки нужное количество помпонов.
Вариант 9. «Посчитаем»
Цель: учить осуществлять простые операции с числами в пределах 10.Ход игры: задания даются в устной форме, например: «Положи в первую баночку пять помпонов, во вторую — на один помпон больше (меньше)».
Вариант 10. «Реши примеры»
Цель: учить осуществлять простые операции на сложение и вычитание в пределах 10.Ход игры: ребёнку предлагается карточка с написанными примерами. Ребёнок решает пример, а в баночку кладёт количество помпонов, равное ответу в примере.
Вариант 11. «Порядковый счёт»
Цель: закреплять порядковый счёт в пределах 10.Ход игры: ребёнок выполняет задание по словесной инструкции, например: «Закрой первую баночку белой крышечкой. Закрой третью баночку жёлтой крышечкой и так далее».
Вариант 12. «Положи верно»
Цель: учить различать предлоги «над», «под», «между», ориентироваться в заданной плоскости.Ход игры: ребёнок выполняет задание по словесной инструкции, например: «Красная крышечка над синей крышечкой. Зелёная крышечка между розовой и фиолетовой».
Вариант 13. «Слева — справа»
Цель: учить различать наречия «слева», «справа», ориентироваться в заданной плоскости.Ход игры: ребёнок выполняет задание по словесной инструкции, например: «Чёрная крышечка слева от серой крышечки».
Игру можно дополнять деталями, например, используя более крупные или, наоборот, самые маленькие помпоны (бусины, пуговицы), и придумывать собственные варианты заданий. Желаю творческих успехов!
Ирина Коротких, воспитатель
ГБОУ «Школа №183», г. Москва
Рекомендуем почитать
- Алла Романова, главный редактор
- Горячая десятка мая
- В мешке Деда Мороза
- Московский международный салон образования
Спасибо, ваш отзыв учтён
Как вам материал?
- Комментарии
Загрузка комментариев...
E-mail*
Имя*
Хотите получать журналы бесплатно?
заполните форму подписки
Рассылка свежих номеров журнала производится
в начале каждого квартала. Тематическая рассылка новостей
производится два-три раза в неделю.
Оформить подписку