"Игры и Игрушки. Эксперт" № 4-2015
Диагностирование психологической готовности ребёнка к обучению в школе
Можно сказать, что когда ребёнок пойдёт первый раз в школу, у него должны быть сформированы: определённый уровень интеллекта, навыки социального общения, способность контролировать свои действия.
Когда ребёнок достиг 7-го летнего возраста, все окружающие люди озабочены предстоящим поступлением в школу, будь то родители или воспитатели детского сада, все настраивают будущего ученика на серьёзную перемену в жизни.
Очень важно подготовить ребёнка к школе морально, объяснить ему, что ежедневное пребывание в школе нужно не ради развлечения, что каждый ученик является важным звеном в большой цепи, он часть команды (класса, школы), которую нельзя подводить. Для этого нужно чётко выполнять правила поведения и стремиться к новым знаниям, быть серьёзным и чуточку взрослым. Так, ещё в 50-х годах XX века было введено понятие внутренней позиции школьника (ВПШ), которое предполагает сформированность определённых личностных качеств ребёнка, а именно интеллектуальных, эмоционально-волевых, поведенческих и моральных. Готовность ребёнка умственная или интеллектуальная, не предполагает наличия определённых знаний или умений (например, чтения), хотя, определенные навыки должны быть. Главное – это наличие у ребёнка уровня психического и физического развития, соответствующего данному возрасту, которое обеспечит произвольную регуляцию внимания, памяти, мышления, даст возможность ребёнку быстро научиться читать, считать, решать задачи «про себя», во внутреннем плане.
Процедура определения психологической готовности к школьному обучению проводится как, как правило, в детском саду, в привычной для ребёнка обстановке педагогом-психологом детского сада, в начале и в конце последнего учебного года пребывания в учреждении. Для первичного обследования рекомендуется вторая-третья недели сентября, когда дети после летнего отдыха уже втянулись в режим дня детского сада. К этому моменту будущим первоклассникам уже исполняется 5 лет и 6 месяцев – возраст, раньше которого нельзя проводить программу обследования. Дети проходят первичное диагностическое обследование по методикам, позволяющим исследовать: мотивационную подготовленность к школьному обучению, зрительно-моторную координацию, уровень основных мыслительных операций (анализа, синтеза, обобщения), развитие произвольности, интеллектуальное развитие, переключение внимания, воображение, самооценку, умение общаться с взрослыми и сверстниками.
Полученные результаты позволяют выбрать педагогу-психологу необходимое направление коррекционно-развивающей работы с каждым конкретным ребёнком. Вследствие формируются группы детей: со слабым, средним и сильным уровнем готовности к школьному обучению. В конце года проводится повторное диагностическое обследование по тем же методикам с целью проверки эффективности проведённой работы.
Характеристика психологической готовности ребёнка к школьному обучению
Фамилия, имя ребёнка, возраст: Иванова Мария, 6 лет
Цели диагностики:
- Выявить у ребёнка уровень развития познавательных процессов (памяти, мышления, внимания, воображения).
- Определить уровень развития познавательной мотивации.
Диагностирование проводилось при помощи следующих методик:
Общий результат: Ребёнок готов к обучению в школе, осознаёт цели и мотивы обучения; все необходимые познавательные процессы сформированы в соответствии с возрастной нормой. Перспектива учебной деятельности положительная.
Ирина Цыганова, педагог-психолог
АОУ Д/с № 26 «Незабудка»,
г.Долгопрудный Московской области
Рекомендуем почитать
- 10 причин, которые могут повлиять на становление речи у ребёнка
- Barbie® и мужчина её мечты
- История маленькой обезьянки Fingerlings
- Синички
Спасибо, ваш отзыв учтён
Как вам материал?
- Комментарии