"Игры и Игрушки" №4-2012
Детские железные дороги
Немного истории
Первая в мире детская железная дорога — Малая Закавказская — была открыта летом 1935 года в Тифлисе (Тбилиси). За шесть предвоенных лет в нашей стране появилось около 20 детских дорог. Во время Великой Отечественной войны многие из них попали в зону оккупации и были разрушены. Приостановили свою деятельность и почти все дороги в тылу. После войны часть детских железных дорог была восстановлена, появилось немало новых. К моменту распада СССР в стране насчитывалось 52 детские железные дороги.В последнее десятилетие некоторые детские железные дороги были закрыты и демонтированы. Произошло это не только из-за экономических трудностей, а зачастую из-за невнимания со стороны управлений железных дорог и городских властей. Количество детских железных дорог в России сократилось до двух десятков. Однако в последние годы вновь наметился положительный сдвиг — строятся новые дороги (Пенза, Лиски, Новосибирск),модернизируются существующие (Челябинск, Санкт-Петербург). Чаще всего ДЖД не имеют транспортного значения и используются для удовольствия и развлечения пассажиров.
Московская ДЖД
Почти восемьдесят лет назад пионеры Подмосковья по примеру тифлисских школьников решили организовать свою железную дорогу в Кратово. Их идею поддержали в управлении Московско-Рязанской железной дороги. В Кратовской, Быковской и Раменской школах были созданы кружки юных изыскателей, ставшие впоследствии кружками юных железнодорожников. Под руководством инженеров школьники самостоятельно провели изыскательские работы и разработали проект ДЖД.24 июня 1936 года пионеры начали строительство своей дороги. На самых тяжёлых работах им помогали комсомольцы Раменского и Ухтомского районов. Они же взялись сделать капитальный ремонт трёх деревянных пассажирских вагонов и паровоза.
К 7 ноября 1936 года строительство первой очереди дороги завершилось. Были построены 2,3 км путей, временные деревянные постройки на станциях. Всю зиму продолжалась подготовка подвижного состава и обучение юных железнодорожников. Торжественное открытие дороги состоялось2 мая 1937 года.
В 1941 году детская железная дорога ещё некоторое время работала, но ближе к осени всё-таки была закрыта из-за начавшихся воздушных налётов.
По окончании Великой Отечественной войны юные железнодорожники начали восстанавливать дорогу. И уже 14 июня 1945 года было начато движение на ДЖД. С этого времени длина главного пути дороги составила3,8 километра.
Правила и законы на Малой железной дороге те же, что и на «взрослой».Поезда отправляются строго по расписанию, чётко выполняют свои профессиональные обязанности все юные работники — от диспетчеров, дежурных по станции, машинистов до контролёров и стрелочников.
Обучение на Кратовской ДЖД проходят школьники 11–15 лет из 25 школ Москвы и Подмосковья. Полный курс обучения 4–5 лет. Сезон движения поездов начинается в июне и заканчивается в последнее воскресенье августа.
Минская ДЖД
Детская дорога открыла этим летом свой 57-й сезон. Маленьких пассажиров и их родителей ожидает новая развлекательная программа — увлекательное путешествие, которое будет сопровождаться театрализованным представлением, различными конкурсами и играми, участниками которых смогут стать как дети, так и взрослые.Кроме того, на станции «Заслоново» по выходным и праздничным дням пассажиры смогут посмотреть концерт, сфотографироваться со сказочными персонажами, посетить летнее кафе. Ко Дню железнодорожника в составе курсирующего по ДЖД поезда планируется организовать вагон-музей, пассажиры которого смогут ознакомиться с историей и развитием белорусской магистрали.
Помимо основных услуг детская железная дорога будет оказывать и дополнительные. По выходным и праздничным дням по детской железной дороге курсирует вагон повышенной комфортности.
На детской железной дороге работают два поезда «Столичный экспресс»из шести вагончиков каждый. Маршрут их следования традиционно пролегает от станции «Заслоново» через «Пионерскую» до «Соснового Бора» и обратно.
ДЖД в Нижнем Новгороде
1 июня открыла свой 73-й сезон детская дорога в Нижнем Новгороде. Каждый год это становится большим праздником для горожан. Юных железнодорожников с открытием сезона всегда приезжают поздравлять представители руководства Нижегородской области и Нижнего Новгорода и руководители Горьковской железной дороги. Открытие сезона всегда отмечают большим концертом, где выступают детские коллективы области.Протяжённость этой железной дороги — 3,5 км. На магистрали действуют 3 станции: «Родина», «Пушкино»,«Счастливая». Поезда отправляются и прибывают на станцию «Родина».
В локомотивном парке Малой Горьковской дороги есть единственный в России действующий узкоколейный паровоз КП-4 № 430. Во всём мире сохранилось не больше десяти таких действующих паровозов.
В летнее время на Детской железной дороге действует профильный лагерь с дневным пребыванием «Юный железнодорожник». Во время пребывания в лагере дети совершают экскурсии по историческим и памятным местам Нижегородской области, посещают музеи, знакомятся с базовыми предприятиями Горьковского железнодорожного узла.
Детская железная дорога — это ещё и центр эстетического воспитания школьников и подростков Нижнего Новгорода. Среди кружков и студий ДЖД — не только те, которые имеют железнодорожный профиль, но и фото-видеостудия, изостудия, студии эстрадной песни и танца, радиокружок, спортивные секции.
ДЖД в Амурской области
В городе Свободном Амурской области малая Забайкальская железная дорога работает с 1940 года. Она по сей день остаётся самой длинной из всех детских трасс в России. Почти 12-километровый путь, станции и технику обслуживают исключительно школьники. Дорогой пользуются как полноценным видом общественного транспорта. Взрослых пассажиров абсолютно не смущает, что дорогу и состав обслуживают дети.Начальную подготовку юные железнодорожники проходят в школах —классами, тем же составом и работают впоследствии.
Рельсы Свободненской детской железной дороги — настоящий раритет, некоторые из них были изготовлены ещё в начале прошлого века. Те, что уложены на участке у станции«Юность», служат с 1946 года. Некоторые рельсы в ходу уже больше века. А локомотив этой ДЖД — мечта многих российских музеев.
Самые-самые ДЖД
Самая молодаяВ Кемерово. Торжественное открытие ДЖД состоялось 12 октября 2007 года.
Самая длинная
В Свободном. Её длина составляет 11,5 километров. Второе место по праву занимает дорога в Запорожье, её длина — 9,4 км.
Самая короткая
В Красноярске. Её длина составляет всего 1100 метров. Но эта дорога может считаться уникальной: только здесь всегда эксплуатировался самодельный подвижной состав, а ещё она имеет самую узкую колею из всех детских железных дорог.
Самая полезная
В Нижнем Новгороде. Она соединяла Горьковский автозавод с одним из районов города и использовалась, как один из видов городского транспорта.
В Чите ДЖД использовалась для массовой перевозки дачников из города в большой дачный массив.
В Оренбурге ДЖД была одним из основных способов добраться из города в зону отдыха, в которой располагалось много пионерских лагерей.
Самая «грузовая»
Многие дороги имеют в своём вагонном парке грузовые вагоны, но почти никогда не использовались для регулярных грузоперевозок. Исключение составляли всего две ДЖД, осуществлявшие регулярные грузоперевозки. Дорога в Свободном использовалась во время Великой Отечественной войны для вывоза леса с лесозаготовок, в Вильнюсе в 1950-егоды — для подвоза угля к одной из городских ТЭЦ.
Самая «паровозная»
До середины 1950-х годов на всех ДЖД были паровозы. В последствии их становилось всё меньше, постепенно их стали вытеснять тепловозы, и на сегодняшний день паровозы остались в ходу только на трёх ДЖД: в Ростове-на-Дону, Киеве и Нижнем Новгороде.
Самая невезучая
В Санкт-Петербурге. За годы существования она дважды подверглась укорачиванию — в 1965 году с 8,1 км до 3,1км, затем в 1991 году с 3,1 км до 2 км.
Самая простая
В Уфе. До последнего времени её линия представляла собой кольцо с одной единственной стрелкой, которая практически никогда не использовалась.
Города, где есть действующие ДЖД: Владикавказ, Волгоград, Днепропетровск, Донецк, Екатеринбург, Запорожье, Иркутск, Казань, Кемерово, Киев, Красноярск, Кратово, Курган, Лиски, Луцк, Львов, Минск, Нижний Новгород, Новомосковск, Новосибирск, Оренбург, Ровно, Пенза, Ростов-на-Дону, Санкт-Петербург, Свободный, Ташкент, Тюмень, Уфа, Хабаровск, Харьков, Челябинск, Чита, Южно-Сахалинск, Ярославль.
Подготовила Екатерина Алексеёнок
По материалам сайта www.dzd-ussr.ru
Рекомендуем почитать
Спасибо, ваш отзыв учтён
Как вам материал?
- Комментарии