"Игры и Игрушки" №6-2019
Дети-билингвы
Первое, что необходимо, это чёткое разграничение по общению с ребёнком – на каком языке с ним будет говорить мама и папа, если семья двуязычная. Во время общения с нужно правильно называть все предметы, чтобы ребёнок адекватно понимал, для чего этот предмет нужен. Практика показывает, что оба языка родителей надо внедрять в жизнь ребёнка с рождения, придерживаясь правила: один язык – один родитель. Допустим, мама говорит с детьми по-русски, а папа по-гречески.
Второе, что необходимо, это постоянное общение с ребёнком. Например, во время переодевания на улицу нужно проговаривать: «Сейчас мы оденем штаны. Какого они цвета? Синего. Теперь мы оденем водолазку, шапку, куртку, варежки и так далее». Говорите с ним обо всём. Даже когда просто готовите кушать, а ребёнок с вами находится на кухне. Пусть малыш запоминает название овощей, фруктов, название посуды, предметов бытового обихода.
Третье, это общение с носителями языка, а особенно со сверстниками. Это может происходить в специализированном детском саду, на площадке или развивающих занятиях, где 5-6 детей и внимание уделяется по максимуму каждому ребёнку.
В данных социумах, дети-билингвы поначалу очень скованно себя ведут, присматриваются, прислушиваются, и постепенно вникают во всё, что происходит вокруг. Начинают понимать простые просьбы – помыть руки, пойти гулять, взять ложки, сесть кушать, взять карандаши. Дети в возрасте до 3-х лет, как правило, очень быстро адаптируются в коллективе и легко учатся понимать окружающую речь, выполнять нужные действия.
Четвёртое, это, конечно же, игра – то есть то, без чего не может существовать и развиваться ни один ребёнок в мире. Игра - это обучение счёту, грамоте, грамматике, лексике, правилам, распорядку дня и многому другому. Игр существует огромное множество, вот некоторые из них:
Игры с мячом всегда плодотворно влияют на речь, и в частности у детей-билингвов. Игру с мячом можно придумывать каждый день разную. Сегодня играем в «Съедобное-несъедобное», завтра – в «Цвета», «Зверей», «Сказки», «Города», «Имена».
Игры-эксперименты полезны для развития мелкой моторики и тактильных ощущений — в том числе, игры с шариками, бусинками, горохом, гречкой, фасолью или песком. Берём большую ёмкость, наполняем разноцветными пластмассовыми шариками и предлагаем ребёнку достать один из них, описать его свойства — размер и цвет. Разнообразить игру можно, добавив предметы другой формы из других материалов.
Поиск клада или сокровищ нравится всем детям! Можно взять песок, закопать в нём разноцветные бусины или пластмассовые камни разнообразной формы, фигурки животных, машинки, а ребёнок, находя предмет, должен про него рассказать, что это, какого цвета и так далее.
Настольные игры - лото и домино, «Верю-не верю», «Соображарий», игры-ходилки по сюжетам известных мультфильмов. Дети очень любят играть с родителями и сверстниками, не пренебрегайте этим, так как настольные игры активизируют мозговые клетки, в том числе влияющие на речь.
Сказки - обязательно их читайте своему ребёнку. Задавайте вопросы после прочтения, чтобы он учился думать, тренировал память и речь. Можно читать по ролям, всем членам семьи, меняя голоса и мимику.
Домашний мини-театр - это одновременно игра, обучение и семейное общение. Можно взять пальчиковых кукол, кукол-марионеток, перчаточных кукол (бибабо), да и любых имеющихся в наличии. Разыграйте хорошо известные ребёнку сказки, а потом попросите придумать свои собственные истории.
Конечно, не всё так радужно и легко, как кажется после прочтения статьи. Все дети разные - у каждого свой характер и своя мозговая активность. Но при взвешенном подходе родители могут дать им незаменимые навыки и неординарные способности.
Марина Палочкина, учитель-логопед,
ГБОУ Школа № 460, г. Москва
Рекомендуем почитать
Спасибо, ваш отзыв учтён
Как вам материал?
- Комментарии