"Игры и Игрушки. Эксперт" № 4-2018
Дедушка Урожай
Для стимулирования развития художественного творчества детей в условиях семьи мы знакомим родителей с нетрадиционными изобразительными техниками.
Задачи: заинтересовать родителей вопросами художественно-эстетического развития дошкольников, показать его значимость для формирования общей культуры личности; продемонстрировать нетрадиционные техники рисования и условия использования их при выполнении творческих работ; упражнять в применении нетрадиционной изобразительной техники в практической деятельности.
Предварительная работа: подготовка графических набросков и печаток; подбор репродукций картин, поиск информации и формулирование сведений для представления их родителям.
Демонстрационный материал: выставка репродукций картин; жостовский поднос.
Раздаточный материал: чистые листы бумаги формата А4, графические заготовки; простые карандаши, гуашь разного цвета, акварель; ёмкости с водой; печатки из листьев, цветов и плодов растений; пробки, ватные палочки, широкие и тонкие кисти; влажные салфетки; клеёнка.
Ход занятия
Информационное сообщение. С раннего возраста дети пытаются отразить свои впечатления об окружающем мире в изобразительном творчестве. Иногда им не нужны карандаши и кисти, они рисуют пальцем на запотевшем или замёрзшем стекле, влажной ладошкой, палочкой на песке. Со временем дошкольники овладевают новыми изобразительными приёмами.Художественно-творческому развитию детей способствует целенаправленная и планомерная изобразительная деятельность, которой они заняты несколько раз в неделю не только в детском саду, но и дома с родителями или другими членами семьи. Благодаря этому у детей формируются не только изобразительные навыки и воображение, но и уверенность в своих возможностях, адекватная самооценка, умение планировать работу, доводить её до логического завершения и оценивать результат.
Для знакомства родителей с нетрадиционными техниками изображения, которые просты в использовании, не требуют специальной подготовки и могут быть реализованы в форме игры, педагог предлагает им представить себя в роли ребёнка и создать образ Дедушки Урожая.
В каждой стране есть традиции, связанные со сбором урожая. На Руси это Капустник, который ежегодно проходит в детском саду как Осеннее развлечение. В Италии этот праздник называется Феррагосто. Итальянцы ходят в гости, дарят друг другу плоды, на главной площади столицы проходят торжества с танцами, песнями и угощением. На улицах в это время можно увидеть большие корзины с фруктами и овощами, выращенными хозяевами домов.
Знакомство с нетрадиционными изобразительными техниками. Педагог обращает внимание родителей на выставку репродукций картин, посвящённых празднику Феррагосто. Среди них портреты людей, в которых для построения композиции живописцем Джузеппе Арчимбольдо использованы изображения фруктов, овощей, ягод, цветов и листьев. Родителям предлагают выполнить портрет Дедушки Урожая в таком стиле самостоятельно и выбрать для этого любую из предложенных заготовок или сделать свой набросок на чистом листе простым карандашом.
Родителям поясняют, что украсить образ Дедушки Урожая им помогут печатки из моркови и яблок, листьев, цветов, вишнёвых и сливовых косточек, баклажана и картофеля. В качестве инструментов для рисования можно использовать также пробки, кусочки поролона, ватные палочки и собственные пальцы.
Мотивационный момент. Родителям сообщают, что их готовые работы будут размещены на выставке, а через некоторое время их можно забрать домой, чтобы создать изображение в этой же технике вместе со своим ребёнком. Интересная деятельность и живое общение помогают детям и взрослым сблизиться, установить тесный эмоциональный контакт и наладить доверительные отношения.
Самостоятельная творческая работа. Во время самостоятельной деятельности родителей педагог оказывает им необходимую помощь в виде подсказки, демонстрации приёмов изображения на своём листе, привлечения внимания к деталям рисунка, обращения к репродукциям и изделиям декоративно-прикладного искусства. Подсказывает, как сочетаются между собой разные цвета и оттенки, и что предпринять, чтобы отпечатки разных штампов не накладывались друг на друга и не вносили неразбериху в изображение. Знакомство с особенностями штамповочных материалов и их влиянием на создание образа способствует формированию у родителей осознанного отношения к творческому процессу.
Продемонстрировав участникам занятия поднос с жостовской росписью, педагог отмечает элементы изображения, которые можно применить и в другой работе. Он поясняет, как соединить в одном образе различные по характеру компоненты, что лучше всего подойдёт для основы, а чем можно дополнить и украсить композицию.
Показ приёмов нанесения краски на печатки, штамповки изображения, прорисовки деталей, придания выразительности образу помогает участникам занятия почувствовать себя более уверенно, стимулирует их стремление к созданию неординарного персонажа, который имеет свои характерные особенности и отличается от всех остальных.
Чтобы помочь родителям в выборе средств реализации творческого замысла и приёмов для создания выразительного образа, педагог демонстрирует на листе бумаги возможности использования разных материалов и варианты их применения в творческой работе.
Если родители увлечены процессом создания изображения Дедушки Урожая, они осознанно и креативно подходят к комбинированию изобразительных инструментов и приёмов печати, используют разнообразные цветовые сочетания и формы.
Подведение итогов. После окончания изобразительной деятельности педагог отмечает интересные детали каждой работы и сообщает об особенностях использования авторами нетрадиционных техник. Он благодарит всех присутствующих родителей за проявленный интерес к занятию в творческой мастерской, позитивную активность и творческий подход, желает успехов в воспитании детей и взаимодействии со всеми членами семьи.
Светлана Соловьёва, воспитатель,
руководитель изостудии «Радуга»
МБДОУ Детский сад № 101, г. Ульяновск
Рекомендуем почитать
- Российские интеллектуальные игры: свобода в выборе стратегии
- Алла Романова, гл. редактор
- Предложения компаний
- Музей кукол в Индии
Спасибо, ваш отзыв учтён
Как вам материал?
- Комментарии