"Игры и Игрушки. Эксперт" №1-2014
Чудесные потешницы
В последнее время многие дошкольники испытывают серьёзные проблемы в общении с окружающими, особенно со сверстниками: не умеют обратиться к другому человеку, стесняются ответить, если к ним обращаются, не могут адекватно выражать свои чувства и мысли. В итоге, они часто конфликтуют и замыкаются в себе.
Между тем, два взаимосвязанных навыка — умение контролировать свои эмоции и умение общаться — наилучшим образом формируются в процессе детского коллективного творчества и художественного освоения мира. Задача педагога — создать условия для освоения этих навыков.
Цель тренинга: оказание практической помощи детям в социальной адаптации: устранении искажений эмоционального реагирования и стереотипов поведения, реконструкции полноценных контактов со сверстниками, формировании положительного отношения к окружающим, правильной самооценки и сбалансированности эмоциональных состояний, развитии воображения и творческих способностей.
Материалы: листы разноцветной бумаги и ножницы, украшенные бантиком и «сапожками на ножках».
Ход тренинга
(педагог приносит цветную бумагу и ножницы и начинает рассказывать сказку.)Педагог. В одном сказочном Белом королевстве жили-были ножницы — Чудесные потешницы. (Ножницы, украшенные бантиком и «обутые» в вязаные сапожки, начинают «ходить» в руках у взрослого.) Они умели делать настоящие чудеса: из листов белой бумаги вырезали всё подряд — человечков, дома, замки, игрушки. Но однажды над Белым Королевством засияла радуга. Увидев сверкающие краски, ножницы решили найти их и отправились в путь. (Ножницы опять «шагают» по столу, полу, по стене.) И вот в один прекрасный день чудесные ножницы добрались до Королевства разноцветной бумаги. Бумага лежала всюду ровными стопочками, скучная-прескучная. Правда, она сверкала на солнце разноцветными красками. Обрадовались Чудесные потешницы и принялись за работу. (Ножницы «снимают» сапожки.)
Педагог. Ребята, а как вы думаете, что может получиться из листа бумаги каждого цвета? (Дети отвечают, а взрослый в этот момент работает ножницами. Сначала дети придумывают свои предметы, а потом начинают делать прогнозы — что же получается из бумаги.) Из красной бумаги педагог вырезает цветок.
Педагог. Главное украшение на нашей планете — конечно, цветы. Дети, представим себя розами, тюльпанами, ромашками, танцующими и кружащимися в вальсе. (Следует танец «Вальс цветов». Дети свободно кружатся, выполняя любые движения под музыку.)
Из оранжевой бумаги появляется рыжий котёнок. (Педагог предлагает детям послушать песенку, а затем изобразить с помощью мимики и пантомимики хозяйку озябших котят и их сладкий сон.)
Два маленьких котёнка поссорились в углу.
Сердитая хозяйка взяла свою метлу.
И вымела из кухни дерущихся котят,
Не справившись при этом, кто прав, кто виноват.
А дело было ночью, зимою, в январе.
Два маленьких котёнка озябли на дворе.
Легли они, свернувшись, на камень у крыльца,
Носы уткнули в лапки и стали ждать конца.
Но сжалилась хозяйка и отворила дверь.
— Ну что? — она спросила. — Не ссоритесь теперь?
Прошли они тихонько в свой угол на ночлег.
Со шкурки отряхнули холодный, мокрый снег.
И оба перед печкой заснули сладким сном.
А вьюга до рассвета шумела за окном. (Предлагаем использовать упражнение «Кот-Царапка» на музыку О. Боромыковой.)
Из жёлтой бумаги получается осенний лист. (Проводится ритмическая игра «Осень». Дети напевают песенку, сопровождая слова движениями.)
Дует ветер, дует, дует, задувает, (Махи руками на себя.)
Жёлтые листочки с дерева срывает. (Кружатся на месте.)
И летят листочки, кружат по дорожке, (На цыпочках проходят круг.)
Падают листочки прямо к нам под ножки. (Повернувшись вокруг себя на месте, приседают.)
Из голубой бумаги получается вагон. (Дети играют в «Поезд». Под сюжетную музыку «два состава» двигаются в двух направлениях. Сделав круг, дети останавливаются в центре зала — на станции с любым подходящим названием.)
Станция «Пропой своё имя». (Поют.)
Станция «Приветная». (Используются любые формы приветствия.)
Станция «Поклонная». (Кланяются.)
Станция «Сними шляпу». (Приподнимают воображаемые головные уборы.)
Станция «Помаши рукой» (Машут руками.)
Синяя бумага превращается в мешок со смехом. (Дети садятся в круг и стараются отгадать или придумать, какие смешные истории из их жизни сложены в этот мешок. В заключение можно вспомнить песню В. Шаинского «Улыбка» или шуточные распевки О. Боромыковой.)
Фиолетовая бумага превращается в чернильную кляксу и убегает от Чудесных потешниц.
Педагог. Вспомните, ребята, кого так любят кляксы и где они прячутся. Ну, конечно же, они любят грязнуль и замарашек, в карманах и на рукавах которых так и замышляют спрятаться. Но кляксы могут пристать и к хорошим ребятам, поэтому надо быть осторожными и аккуратными. Чтобы наша клякса вернулась на место, нам нужно будет вспомнить, как можно больше «чистых» и красивых слов. Например, доброта, красота, уют, покой, порядок, сверкание, свет и т.д. А ты, клякса, с помощью ножниц превращайся в забавный Музыкальный башмачок. (Исполняется любимая пляска и хоровод. Можно просто встать в круг и, взявшись за руки, совершать под музыку плавные движения направо и налево.)
Минзиля Рыбьякова, педагог-психолог
НДОУ «Детский сад №168» ОАО РЖД
Рекомендуем почитать
- Фабрика "Класата"
- Всё, что нужно для развивающих занятий!
- Книгу читаю - себя понимаю!
- Космический песок
Спасибо, ваш отзыв учтён
Как вам материал?
- Комментарии