"Игры и Игрушки. Эксперт" №1-2013
"Что такое Ребус-метод?"
На рынке педагогических технологий стремительно набирает популярность новая обучающая методика Льва Штернберга — «Ребус-метод — обучение чтению с помощью слоговых пиктограмм». Мы хотим ознакомить наших читателей с её основными принципами
Каждый маленький ребёнок, ещё не знающий букв и не владеющий основами классического фонемо-буквенного анализа, уверен, что слово КУКЛА начинается со звука КУ. И малыш вполне логично ожидает, что первая буква в этом слове тоже должна называться КУ. Обычно взрослые сразу кидаются объяснять ребёнку, что буквы бывают гласными и согласными, и чтобы получить звук КУ нужно соединить вместе согласную букву К и гласную букву У. Для ребёнка все эти объяснения трудны и непонятны, и он запутывается с самого начала обучения.
Мы предлагаем следовать естественному речевому восприятию ребёнка. В этом случае обучение чтению превращается в удивительно лёгкий и забавный процесс, которым малыш овладевает буквально в считанные минуты.
Первый шаг: Мы называем одно целое слово, а малыш должен нам в ответ назвать начало этого слова: Маска — МА, пальма — ПА, кошка — КО, ложка — ЛО, туфли — ТУ, курица — КУ, девочка — ДЕ, белочка — БЕ, ящик —Я, мячик — МЯ, брюки — БРЮ, юбка — Ю, ёжик — Ё, тёрка —ТЁ и т.д. Упражнение длится одну-две минуты. Все называемые слова обязательно должны начинаться с ударного слога, чтобы у ребёнка не возникло сомнения, КОтёнок или КАтёнок.
Шаг второй: Мы называем подряд два целых слова, а ребёнок нам в ответ должен произнести лишь начала этих слов: Маска-маска — МА-МА, пальма-пальма — ПА-ПА, туфли-чайник — ТУ-ЧА, курица-чайник — КУ-ЧА, повар-лейка — ПО-ЛЕ, молния-репка — МО-РЕ, кисточка-ножницы — КИ-НО, лейка-голубь — ЛЕ-ГО.
По ходу игры мы рекомендуем постоянно спрашивать у ребёнка о значении тех или иных слов: «Что такое КУЧА? Что такое ЛЕГО?». Во-первых, такой вопрос служит ему подсказкой. Во-вторых, малышу полезно научиться в краткой и внятной форме объяснять значения разных слов.
Шаг третий: Мы называем подряд три целых слова, а ребёнок в ответ должен произнести лишь начала этих слов: Маска-листик-наволочка —МА-ЛИ-НА, маска-шишка-наволочка —МА-ШИ-НА, бусы-маска-галстук — БУ-МА-ГА, галстук-зебра-тапки — ГА-ЗЕ-ТА.
Если ребёнок не способен удержать во внимании цепочку из трёх-четырёх устных слов, то можно облегчить ему задачу и подкрепить устную игру визуальными объектами в виде картинок.
Таким образом, ребёнок легко овладевает принципами чтения слева направо, сначала в виде чтения слоговых пиктограмм, а затем легко переходит к буквенному чтению. При этом мы не предлагаем детям никаких подготовительных этапов и никаких теоретических понятий. Вместо «первая буква слова», «первый звук слова» или «первый слог слова» мы говорим «начало слова» — этого достаточно, чтобы ребёнок нас понял, но при этом не попадал в конфликт с другими педагогами и со школьной программой. Все эти теоретические понятия станут доступны его пониманию лишь после того, как оно владеет буквенным чтением и буква-фонема перестанет быть для него абстракцией.
Методика «Ребус-метод — обучение чтению с помощью слоговых пиктограмм» прошла экспертную оценку специалистов Комитета образования Санкт-Петербурга, допущена к применению в начальной школе как дополнительный учебный материал и рекомендована родителям дошкольников для самостоятельного обучения в домашних условиях. С 2010 года по «Ребус-методу» обучилось чтению более трёх тысяч детей, материалы применяются во многих развивающих дошкольных центрах страны. Официальный производитель учебных пособий по «Ребус-методу» — ООО «Издательство Штернберг».
Внимание! Игра «Ребус-метод» адресована детям не младше четырёх лет. Младшие дети обычно не понимают, что у слова есть какое-то начало, и что слово можно составить из нескольких частей.
Каждый маленький ребёнок, ещё не знающий букв и не владеющий основами классического фонемо-буквенного анализа, уверен, что слово КУКЛА начинается со звука КУ. И малыш вполне логично ожидает, что первая буква в этом слове тоже должна называться КУ. Обычно взрослые сразу кидаются объяснять ребёнку, что буквы бывают гласными и согласными, и чтобы получить звук КУ нужно соединить вместе согласную букву К и гласную букву У. Для ребёнка все эти объяснения трудны и непонятны, и он запутывается с самого начала обучения.
Мы предлагаем следовать естественному речевому восприятию ребёнка. В этом случае обучение чтению превращается в удивительно лёгкий и забавный процесс, которым малыш овладевает буквально в считанные минуты.
Первый шаг: Мы называем одно целое слово, а малыш должен нам в ответ назвать начало этого слова: Маска — МА, пальма — ПА, кошка — КО, ложка — ЛО, туфли — ТУ, курица — КУ, девочка — ДЕ, белочка — БЕ, ящик —Я, мячик — МЯ, брюки — БРЮ, юбка — Ю, ёжик — Ё, тёрка —ТЁ и т.д. Упражнение длится одну-две минуты. Все называемые слова обязательно должны начинаться с ударного слога, чтобы у ребёнка не возникло сомнения, КОтёнок или КАтёнок.
Шаг второй: Мы называем подряд два целых слова, а ребёнок нам в ответ должен произнести лишь начала этих слов: Маска-маска — МА-МА, пальма-пальма — ПА-ПА, туфли-чайник — ТУ-ЧА, курица-чайник — КУ-ЧА, повар-лейка — ПО-ЛЕ, молния-репка — МО-РЕ, кисточка-ножницы — КИ-НО, лейка-голубь — ЛЕ-ГО.
По ходу игры мы рекомендуем постоянно спрашивать у ребёнка о значении тех или иных слов: «Что такое КУЧА? Что такое ЛЕГО?». Во-первых, такой вопрос служит ему подсказкой. Во-вторых, малышу полезно научиться в краткой и внятной форме объяснять значения разных слов.
Шаг третий: Мы называем подряд три целых слова, а ребёнок в ответ должен произнести лишь начала этих слов: Маска-листик-наволочка —МА-ЛИ-НА, маска-шишка-наволочка —МА-ШИ-НА, бусы-маска-галстук — БУ-МА-ГА, галстук-зебра-тапки — ГА-ЗЕ-ТА.
Если ребёнок не способен удержать во внимании цепочку из трёх-четырёх устных слов, то можно облегчить ему задачу и подкрепить устную игру визуальными объектами в виде картинок.
Таким образом, ребёнок легко овладевает принципами чтения слева направо, сначала в виде чтения слоговых пиктограмм, а затем легко переходит к буквенному чтению. При этом мы не предлагаем детям никаких подготовительных этапов и никаких теоретических понятий. Вместо «первая буква слова», «первый звук слова» или «первый слог слова» мы говорим «начало слова» — этого достаточно, чтобы ребёнок нас понял, но при этом не попадал в конфликт с другими педагогами и со школьной программой. Все эти теоретические понятия станут доступны его пониманию лишь после того, как оно владеет буквенным чтением и буква-фонема перестанет быть для него абстракцией.
Методика «Ребус-метод — обучение чтению с помощью слоговых пиктограмм» прошла экспертную оценку специалистов Комитета образования Санкт-Петербурга, допущена к применению в начальной школе как дополнительный учебный материал и рекомендована родителям дошкольников для самостоятельного обучения в домашних условиях. С 2010 года по «Ребус-методу» обучилось чтению более трёх тысяч детей, материалы применяются во многих развивающих дошкольных центрах страны. Официальный производитель учебных пособий по «Ребус-методу» — ООО «Издательство Штернберг».
Внимание! Игра «Ребус-метод» адресована детям не младше четырёх лет. Младшие дети обычно не понимают, что у слова есть какое-то начало, и что слово можно составить из нескольких частей.
Лев Штернберг
Рекомендуем почитать
- Куклы с характером. Выставка в Измайловском Кремле
- Алла Романова, главный редактор
- Детская комната глазами психолога
- В гостях у сказки
Спасибо, ваш отзыв учтён
Как вам материал?
- Комментарии
Загрузка комментариев...
E-mail*
Имя*
Хотите получать журналы бесплатно?
заполните форму подписки
Рассылка свежих номеров журнала производится
в начале каждого квартала. Тематическая рассылка новостей
производится два-три раза в неделю.
Оформить подписку