"Игры и Игрушки" №4-2012
Что мы знаем о русской матрёшке?
Исчерпывающий ответ на этот вопрос дали в Сергиевом Посаде. Здесь, в признанной столице знаменитой деревянной куклы, прошёл первый фестиваль русской матрёшки. Организаторы полагают, что он станет традиционным.
В конце XIX века в семью известных русских промышленников и меценатов Мамонтовых кто-то привёз японскую точёную фигурку буддистского святого Фукуруджи (Фукурума), которая оказалась с «сюрпризом» — она разделялась на две части. Внутри неё спрятана другая, поменьше, которая также состояла из двух половинок… Всего таких куколок насчитывалось пять.
Предполагалось, что именно эта фигурка и натолкнула русских на создание своего варианта разъёмной игрушки, воплощённого в образе улыбчивой крестьянской девочки, окрещённой в народе распространённым именем Матрёшка (Матрёна).
Существует версия, что первая русская матрёшка была выточена и расписана в московской игрушечной мастерской в 90-х годах XIX века по образцу привезённому из Японии.
Можно ли реанимировать матрёшку? — этим вопросом задались в Сергиево-Посадском историко-художественном заповеднике, ведь в промышленных масштабах её стали производить именно здесь, в Сергиевом Посаде. По одной из легенд, это произошло благодаря сильной сергиево-посадской иконописной школе. Матрёшками занимались серьёзные художники, об этом свидетельствует экспозиция «Музей русской матрёшки». Это не только популярный туристический атрибут, но и свидетель истории.
«Вот эта матрёшка с изображением свастики датирована 1931 годом, это время зарождения фашизма — и художник обращается к столь злободневной теме», — рассказывает заведующая Отделом русского народного и декоративно-прикладного искусства XVIII–XIX веков Сергиево-Посадского историко-художественного музея-заповедника Светлана Горожанина.
Матрёшки-городовые, матрёшки-буржуи — среди них даже матрёшка-буддист найдётся. И матрёшка-Наполеон, и матрёшка-англичанин с трубкой, и матрёшки-звери. Валентина Гулыгина, автор матрёшек, уместила в свою куклу целую вселенную. Она расписала матрёшку «Круг жизни земной», в которой образ привычной улыбающейся красавицы в пёстром наряде решён совершенно иначе — здесь её семья, она сама, её дети, её муж, и она обращается к внутреннему миру человека.
Небывалый всплеск интереса к русской красавице возник в 1990-е годы. Старожилы вспоминают, что в Сергиевом Посаде с трудом можно было найти липу или ольху — деревья, из которых делают матрёшек. «Неспроста говорят, что матрёшка помогла тогда Сергиеву Посаду выжить — ведь предприятия остановились, и матрёшкой занялись все, кто умел держать кисть в руках и кто знал её историю», — отмечает первый заместитель генерального директора Сергиево-Посадского историко-художественного музея-заповедника Галина Суббота.
На мастер-классах по росписи кукол, прошедших в рамках фестиваля, каждый желающий мог приобщиться к традиционному искусству. Фестиваль подтвердил, что матрёшка продолжает оставаться не только занимательной игрушкой и сувениром, но и одним из символов нашей страны.
На праздник были приглашены ребята из московского приюта «Зюзино», а также многодетные семьи — подопечные муниципалитета «Раменки». Все присутствующие, независимо от возраста, приняли участие в занимательном мастер-классе Анны Каминской по аквагриму «Весёлый маскарад». И очень скоро сияющие радостью лица детей и взрослых озарились не только улыбками, но и многоцветьем красок.
Гостей «Радуги» ожидали катание на лошадях и пони, моментальные фотографии и другие сюрпризы, среди них — игры и развлечения, которые подготовили для ребят Зоя Самойлова и её семейный клуб «Top Kids».
Праздничное настроение создавали телеведущая Элеонора Филина и звукорежиссёр Дмитрий Максимов. Дети в красивых цыганских костюмах под чутким руководством Земфиры Архинчеевой увлекли всех присутствующих в весёлый и задорный танец. Неожиданным и ярким украшением финала праздника стали переливающиеся всеми цветами радуги мыльные пузыри и красочные ленты серпантина, плавно опускающиеся на танцующих.
На большой праздничной открытке гости оставили поздравления и пожелания благотворительному артпроекту «Радуга». Праздник посетили: Александр Бодянский с дочкой Евой; концептуальный художник Алексей Черемных; телеведущий Ришат Ахметгареев; грузинский бас Тимур Иванейшвили (Tim Ivan); режиссёр, сценарист и актёр Гарник Аразян; детский хирург Лев Белый; Олег Боровиков; Любовь Зборовская; представители префектуры Юго-Западного административного округа Москвы; постоянный партнёр проекта «Радуга» ювелирное ателье «ЗАРТ» и многочисленные гости. Постоянный партнёр Фонда «Новое искусство» — компания «Тортленд» подготовил для «Радуги» и её гостей большой именинный торт.
В конце XIX века в семью известных русских промышленников и меценатов Мамонтовых кто-то привёз японскую точёную фигурку буддистского святого Фукуруджи (Фукурума), которая оказалась с «сюрпризом» — она разделялась на две части. Внутри неё спрятана другая, поменьше, которая также состояла из двух половинок… Всего таких куколок насчитывалось пять.
Предполагалось, что именно эта фигурка и натолкнула русских на создание своего варианта разъёмной игрушки, воплощённого в образе улыбчивой крестьянской девочки, окрещённой в народе распространённым именем Матрёшка (Матрёна).
Существует версия, что первая русская матрёшка была выточена и расписана в московской игрушечной мастерской в 90-х годах XIX века по образцу привезённому из Японии.
Можно ли реанимировать матрёшку? — этим вопросом задались в Сергиево-Посадском историко-художественном заповеднике, ведь в промышленных масштабах её стали производить именно здесь, в Сергиевом Посаде. По одной из легенд, это произошло благодаря сильной сергиево-посадской иконописной школе. Матрёшками занимались серьёзные художники, об этом свидетельствует экспозиция «Музей русской матрёшки». Это не только популярный туристический атрибут, но и свидетель истории.
«Вот эта матрёшка с изображением свастики датирована 1931 годом, это время зарождения фашизма — и художник обращается к столь злободневной теме», — рассказывает заведующая Отделом русского народного и декоративно-прикладного искусства XVIII–XIX веков Сергиево-Посадского историко-художественного музея-заповедника Светлана Горожанина.
Матрёшки-городовые, матрёшки-буржуи — среди них даже матрёшка-буддист найдётся. И матрёшка-Наполеон, и матрёшка-англичанин с трубкой, и матрёшки-звери. Валентина Гулыгина, автор матрёшек, уместила в свою куклу целую вселенную. Она расписала матрёшку «Круг жизни земной», в которой образ привычной улыбающейся красавицы в пёстром наряде решён совершенно иначе — здесь её семья, она сама, её дети, её муж, и она обращается к внутреннему миру человека.
Небывалый всплеск интереса к русской красавице возник в 1990-е годы. Старожилы вспоминают, что в Сергиевом Посаде с трудом можно было найти липу или ольху — деревья, из которых делают матрёшек. «Неспроста говорят, что матрёшка помогла тогда Сергиеву Посаду выжить — ведь предприятия остановились, и матрёшкой занялись все, кто умел держать кисть в руках и кто знал её историю», — отмечает первый заместитель генерального директора Сергиево-Посадского историко-художественного музея-заповедника Галина Суббота.
На мастер-классах по росписи кукол, прошедших в рамках фестиваля, каждый желающий мог приобщиться к традиционному искусству. Фестиваль подтвердил, что матрёшка продолжает оставаться не только занимательной игрушкой и сувениром, но и одним из символов нашей страны.
Радуга - дари радость!
В самом начале лета в «Усадьбе Воронцово» — парковой зоне с живописными дубовыми и берёзовыми аллеями и уникальным каскадом прудов, при поддержке префектуры ЮгоЗападного административного округа Москвы отмечалось пятилетие благотворительного арт-проекта «Радуга».На праздник были приглашены ребята из московского приюта «Зюзино», а также многодетные семьи — подопечные муниципалитета «Раменки». Все присутствующие, независимо от возраста, приняли участие в занимательном мастер-классе Анны Каминской по аквагриму «Весёлый маскарад». И очень скоро сияющие радостью лица детей и взрослых озарились не только улыбками, но и многоцветьем красок.
Гостей «Радуги» ожидали катание на лошадях и пони, моментальные фотографии и другие сюрпризы, среди них — игры и развлечения, которые подготовили для ребят Зоя Самойлова и её семейный клуб «Top Kids».
Праздничное настроение создавали телеведущая Элеонора Филина и звукорежиссёр Дмитрий Максимов. Дети в красивых цыганских костюмах под чутким руководством Земфиры Архинчеевой увлекли всех присутствующих в весёлый и задорный танец. Неожиданным и ярким украшением финала праздника стали переливающиеся всеми цветами радуги мыльные пузыри и красочные ленты серпантина, плавно опускающиеся на танцующих.
На большой праздничной открытке гости оставили поздравления и пожелания благотворительному артпроекту «Радуга». Праздник посетили: Александр Бодянский с дочкой Евой; концептуальный художник Алексей Черемных; телеведущий Ришат Ахметгареев; грузинский бас Тимур Иванейшвили (Tim Ivan); режиссёр, сценарист и актёр Гарник Аразян; детский хирург Лев Белый; Олег Боровиков; Любовь Зборовская; представители префектуры Юго-Западного административного округа Москвы; постоянный партнёр проекта «Радуга» ювелирное ателье «ЗАРТ» и многочисленные гости. Постоянный партнёр Фонда «Новое искусство» — компания «Тортленд» подготовил для «Радуги» и её гостей большой именинный торт.
Рекомендуем почитать
- Светлячок для диафильмов
- Планшетный компьютер iKids
- Борис Смолкин: «Одно я знаю твёрдо – детям надо помогать!»
- Сокровища Севера
Спасибо, ваш отзыв учтён
Как вам материал?
- Комментарии
Загрузка комментариев...
E-mail*
Имя*
Хотите получать журналы бесплатно?
заполните форму подписки
Рассылка свежих номеров журнала производится
в начале каждого квартала. Тематическая рассылка новостей
производится два-три раза в неделю.
Оформить подписку