"Игры и Игрушки. Эксперт" №5-2017
Авторские пособия «Экологический поезд» и «В мире животных»
Сделать мир природы понятнее, пробудить интерес к нему и вызвать эмоциональный отклик на события, обогатить опыт формирования экологической культуры детей, помогут игры и упражнения с оригинальными пособиями.
Экологический поезд
Разработанное нами пособие «Экологический поезд» состоит из коробки-накопителя с предметными и сюжетными картинками, цифрами, условными знаками и деревянного планшета, на котором закреплены плоскостные изображения поезда, пяти цветных вагончиков-кармашков 7см х10 см, магнитный экран 10см х20см и демонстрационный кармашек 7см х 20см. В коробке находятся:- карточки формата А6 с контурными изображениями млекопитающих, рыб, птиц, бабочек, земноводных, цветов, деревьев и цветными изображениями на фотографиях и картинках представителей различных классов, отрядов и семейств, к которым эти обитатели природы относятся;
- сюжетные картинки формата А6 с примерами различного поведения людей в природе; цифры от 0 до 9 с магнитами; знаки галочка зелёная и крестик красный для магнитного экрана;
- комплекты разрезных картинок, при составлении которых получаются изображения животных, уже представленных на карточках.
Упражнение «Сосчитай»
Задачи. Совершенствовать навыки группировки и классификации представителей животного и растительного мира; закреплять представления о внешнем виде природных объектов, уточнять их названия; закреплять умения обозначать количество предметов цифрами.Описание. Ведущий называет обобщающее слово – название класса животных или жизненную форму растений (деревья, кустарники, травы и другое). Дети находят картинки с изображениями соответствующих ему природных объектов, раскладывают их по вагончикам, называют, пересчитывают и обозначают на магнитном экране количество цифрой. Например, воспитатель называет жизненную форму «Листопадные деревья», а дети подбирают, называют и раскладывают картинки с изображением берёзы, ивы, клена, ольхи, затем находят и выставляют на экран цифру «4».
Упражнение «Подбери картинку»
Задачи. Совершенствовать навыки группировки и классификации представителей животного и растительного мира.Описание. Ведущий располагает в демонстрационном кармашке карточку с контурным изображением животного или растения. Дети размещают в вагонах поезда карточки с изображениями различных представителей этого же класса. Например, при демонстрации контурного изображения собаки дети размещают в вагончиках карточки, на которых изображены лось, заяц, медведь, белка, ёж и др. представители класса млекопитающих.
Упражнение «Проводники»
Задачи. Совершенствовать навыки группировки и классификации представителей животного и растительного мира; закреплять представления о внешнем виде природных объектов, уточнять их названия; закреплять навыки счёта в пределах 10 и умения соотносить количество предметов с цифрой.Описание. Ведущий ставит на магнитный экран цифру и называет класс животных. Дети «рассаживают» по вагонам относящихся к этому классу пассажиров в количестве, которое эта цифра обозначает. Например, ведущий ставит цифру «10» и просит «рассадить по вагонам» млекопитающих. Дети размещают картинки, на которых изображены лось, заяц, медведь, белка, ёж, тюлень, кит, дельфин, касатка, морж.
С помощью пособия «Экологический поезд» можно проводить и традиционные упражнения «Четвертый лишний», «Что изменилось», «Кто спрятался», «Назови детёнышей».
В мире животных
Пособие «В мире животных» состоит из деревянного настольного планшета; игрушечных животных леса, саванны, моря и домашних животных и набора картинок с их изображением. Планшет разделён вертикально расположенными деталями на 4 зоны, которые оформлены в соответствии со средой обитания животных: ферма, лес, саванна, море.Упражнения и игры педагог проводит с детьми подгруппами или индивидуально.
Упражнение «Угадай-ка»
Задачи. Расширять и уточнять представления детей о характерных признаках и условиях обитания животных, активизировать словарный запас их названий.Описание. Ведущий загадывает загадку о животных. Ребёнок отгадывает её, находит фигурку-отгадку или карточку с изображением этого животного и размещает её в зоне планшета, соответствующей среде обитания животного.
Упражнение «Исправь ошибки»
Задачи. Уточнять и систематизировать представления детей о характерных условиях обитания животных; закреплять названия животных и их детенышей.Описание. Ведущий предлагает детям проверить, соответствует ли расположение животного на планшете среде его обитания в природе, рядом со своим или с чужим детёнышем оно находится, и исправить ошибки, если они есть.
Игра «Кто такой тебе не скажем, но животное покажем!»
Задачи. Развивать образное мышление и воображение детей, креативность при передаче образа животного и его поведенческих особенностей.Описание. Участники игры загадывают по одному животному, находящемуся на планшете. Не называя, они по очереди представляют их средствами мимики и пантомимики остальным игрокам. Если дети угадывают животное, то игрок, изобразивший животное, забирает соответствующую игрушку или картинку. Выигрывает тот, кто соберёт больше игрушек и картинок, потому что смог понятно для других изобразить животных.
Игра «Среда обитания»
Задачи. Закреплять представления детей об экологических системах; обогащать личный опыт взаимодействия в команде.Описание. Перед командами на расстоянии 4-х метров от планшета на столах находится одинаковое количество фигурок животных-представителей экосистем леса, луга, саванны и карточек с их изображениями. Необходимо разместить фигурки и карточки в соответствии с местом обитания животных. По сигналу ведущего игроки каждой команды по очереди берут одну фигурку или карточку с картинкой, бегут к планшету и выполняют задание. Побеждает команда, которая быстрее правильно разместит все фигурки и картинки.
Екатерина Одинцова, педагог-психолог, ст. воспитатель,
Елена Шулика, заведующий, Альбина Уралова, воспитатель,
МБДОУ № 32 г. Ковров
Рекомендуем почитать
- Карпова Марина Александровна
- Кукла-одуванчик
- Футболка с тематическим рисунком
- Настольный хоккей – любимая игра миллионов
Спасибо, ваш отзыв учтён
Как вам материал?
- Комментарии