"Игры и Игрушки" №2-2012
«Антазия»
В семь лет мы нашли для сына занятия в студии «Образ». Через год в этой студии появилась лаборатория «Изобретаем игры», где ребят обучали основам ТРИЗ (теории решения изобретательских задач). Эти занятия дали многое не только Антону, но и мне. Я самостоятельно изучала ТРИЗ, и это позволило создать мастерскую «Фантазёры» в рамках Центра Образования № 1811 «Измайлово».
Одним из первых серьёзных изобретений Антона стал конструктор «Антазия», который он разработал, используя самый обычный бытовой мусор. В 12 лет он получил свой первый патент на изобретение. Деталями конструктора стали контейнеры от «Киндер-сюрприза», чупа-чупсов и других детских вкусностей. Нам даже не пришлось съедать всё это самостоятельно. Стоило лишь попросить друзей не выбрасывать пустые контейнеры, как огромный мешок у нас быстро наполнился рабочим материалом.
Дальше Антону понадобились крышечки от йогурта и других кисломолочных продуктов, а также трубочки и держатели для воздушных шариков. Он долго возился с тем, чтобы проделать необходимые отверстия, ведь деталей надо было сделать много, в каждой из них было множество отверстий, и к тому же все они должны быть абсолютно одинаковыми, чтобы трубочки могли в них вставляться легко, но плотно, не проваливаясь и не выпадая.
Когда с отверстиями было покончено, началось самое интересное: что из этого конструктора можно собрать? Игра увлекла многих детей и взрослых. Где бы ни появлялся Антон со своим конструктором, вокруг собирались люди, они включались в игру, придумывая новые интересные модели. Сейчас моделей уже более 2,5 тысяч, а собрать из конструктора можно что угодно: и животных, и растения, и технику, и различные архитектурные сооружения. Затем Антон придумал подвижные способы соединения деталей и у машин стали крутиться колёса, а у ветряной мельницы поворачиваться лопасти.
А потом появился конструктор, предназначенный для детей с ограниченными возможностями. Антон назвал его «Леко-конструктор игр и головоломок». Им могут пользоваться дети и взрослые, независимо от того, послушны ли их руки, хорошо ли видят глаза. Из небольших квадратиков с пазами, по которым могут перемещаться фишки, собирается игровое поле, которое может быть плоским, а может с помощью переходников собираться в виде куба или становиться двухсторонним. Через переходники фишки могут скользить с одного уровня на другой, а управлять их движением по пазам незрячим игрокам или детям с ДЦП будет проще, чем выполнять другие действия. Важно, чтобы поверхность фишек имела различную фактуру, а также контурные и рельефные рисунки.
Количество игр и головоломок, которые можно придумывать с этим конструктором, более 20. Задания могут выполнять дети с трёхлетнего возраста, по мере взросления детей они будут усложняться. А если на поверхность фишек нанести буквы азбуки Брайля, то можно даже учить читать и писать незрячих детей. Отдельные игры и головоломки, используемые в конструкторе, известны. Это «Пятнашки», «Сложи узор», «Мозаика», но есть и такие игры, которые были придуманы автором.
Кроме конструктора с пазами, Антон придумал также головоломку типа «Пятнашек», но у неё было две стороны, собираемые одновременно, а каждая фишка этих «Суперпятнашек» также была двухсторонняя. У «Суперпятнашек» есть ещё одно интересное свойство — мы можем извлечь надоевшие фишки и, загрузив новые, изменить уровень сложности игры. Так трёхлетнему ребёнку мы предлагаем разложить фишки по цветам, четырёх- и пятилетнему — сложить два узора с двух сторон одновременно, а в более сложном варианте мы можем дойти до слов, которые будут читаться и по горизонтали, и по вертикали, а также складывать физические или химические формулы. Это далеко не все разработки Антона. У него много новых идей и проектов. Сейчас он учится в 11-м классе и готовится поступать в вуз.
«Фантазёры»
Нашей мастерской, которой я руковожу, почти шесть лет. Более 50 ребят с первого по одиннадцатый класс, которым нравится придумывать что-то новое, изобретать, исследовать мир, сочинять сказки, снимать мультфильмы, занимаются в этой мастерской многими интересными делами. В мастерской уже подросли новые изобретатели игр и игрушек, которые с удовольствием покажут вам свои проекты на выставке «Детство/Toys & Kids Russia 2012» в рамках Инновационного Клуба НАИР и в качестве участников конкурса «Инновационная игрушка». Самому младшему из «Фантазёров», участвующих в конкурсе, всего восемь лет.
Анжелика Навернюк, руководитель мастерской
«Фантазеры», ГОУ ЦО № 1811 «Измайлово»
Рекомендуем почитать
- Логопедическая Шхуна
- Технология творчества и открытий
- Сиреневая мультстудия, ИП Шубин Д.Н.
- Лариса Борисовна Богданова
Спасибо, ваш отзыв учтён
Как вам материал?
- Комментарии