"Игры и Игрушки. Эксперт" №3-2022
Ах, да ложка!
Цель: формирование представлений у детей о деревянной ложке, как о самобытном элементе русской культуры.
Образовательные задачи:
- формировать умение отвечать полной фразой, вступать в речевое взаимодействие со сверстниками и взрослыми, не перебивая слушать собеседников;
- познакомить с историей возникновения деревянной ложки, подвести к пониманию того, что она является частью русской культуры;
- формировать умение подбирать антонимы.
- развивать у детей познавательный интерес к истории и культуре России;
- развивать слуховую память и умение воспроизводить услышанное;
- развивать музыкальные и творческие способности (с учётом возможностей каждого);
- активизировать словарь прилагательными по заданной теме;
- закреплять умение действовать по инструкции взрослого;
- развивать общую и мелкую моторику.
- содействовать нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников;
- воспитывать эстетический и художественный вкус;
- воспитывать любовь, гордость и уважение к своей стране на основе народных традиций.
Предварительная работа: слушание детьми оркестра ложкарей, рассматривание и игра с деревянными ложками в патриотическом уголке группы.
Ход деятельности
(Воспитатель в русско-народном наряде встречает детей в группе, играя на деревянных ложках под музыку «Русская народная».)Воспитатель: Здравствуйте, ребята, рада приветствовать вас в нашем клубе «Русские традиции». Что это у меня такое? (Обращает внимание на деревянные ложки в руках.) Правильно, а какие они? (Деревянные, красивые, разные, цветные и другие ответы.)
Воспитатель: Ребята, сегодня я вам расскажу историю деревянной ложки. (Дети встают полукругом возле воспитателя, слушают.) Ложка – очень важный предмет в нашей жизни, без неё не обойтись.
Воспитатель: А вы знаете, что ложки у людей были не всегда? Как вы думаете, как ели люди? (Ответы детей.)
Воспитатель: Люди ели руками, но это неудобно. Суп невозможно есть руками. Сначала придумали делать ложки из глины, но они рассыпались. Потом мастерили ложки из камня, но они были очень тяжёлыми и есть ими было тяжело. Позже начали вырезать ложки из дерева, а точнее из деревянных баклуш. Занимались этим специальные мастера, их называли ложкари, ложечники. (Дети рассматривают слайды презентации, слушают рассказ воспитателя, задают вопросы, высказывают своё мнение.)
Воспитатель: Вот такая ложка получалась. (Дети рассматривают слайд презентации.) Ложки получались лёгкие, не рассыпались и есть из них было не горячо. Похожа она на ложки, которые у меня? (Показывает расписные ложки. Воспитатель проводит дидактическую игру «Скажи наоборот».)
Воспитатель:
- У меня ложки расписные, а на экране? (Не цветная, белая.)
- У меня ложка маленькая, а на экране? (Большая.)
- У меня одна ложка, а на экране? (Много.)
- У меня ложка тяжёлая, а на экране? (Лёгкая.)
Воспитатель: А чтобы ложки стали такими красивыми, мастерицы расписывали их в красивые цвета. И ложки стали вот такими красивыми. (Показывает разные деревянные ложки.)
Воспитатель: Раньше у ребятишек было не так много игрушек, как у вас сейчас, поэтому дети играли иногда и с ложками. А вы хотите поиграть? (Воспитатель проводит подвижную игру «Ложкой пронеси, на пол не урони», в которой необходимо ложкой перенести предметы, не уронив их.)
Воспитатель: Сейчас мы деревянными ложками не едим, но ложки не исчезли из нашей жизни. Скажите, ребята, что ещё можно делать деревянными ложками? (Играть на них, стучать ими.)
Воспитатель: Правильно, на ложках можно играть музыку. (Дети смотрят видео «Детский ансамбль ложкарей».)
Воспитатель: Хотите мы с вами тоже попробуем поиграть на ложках? (Воспитатель проводит игру «Послушай-повтори». Правила игры: попросите ребёнка быть внимательным и запомнить то, что он сейчас услышит; произведите ложками три удара разной силы: тихий, громкий, тихий; дайте ложки ребёнку и попросите воспроизвести услышанные звуки; выполните ещё два аналогичных задания.)
Варианты звучания:
- тихо, тихо, громко;
- громко, тихо, тихо.
- тихо, громко, тихо, громко;
- громко, тихо, громко, тихо;
- громко, громко, тихо, громко;
- тихо, громко, тихо, тихо;
- громко, громко, тихо, тихо;
- тихо, тихо, громко, громко;
- тихо, тихо, тихо, громко;
- громко, громко, громко, тихо.
Воспитатель: Я начну играть, а вы попробуйте повторить. (Воспитатель проводит музыкальную игру «В ложки бей…».)
Воспитатель: В ложки бей, бей, бей,
Ложкой бей веселей.
Спинкой ложечкой ударь
Ещё сильней. (Дети бьют ритмично ложкой о ложку перед собой.)
Ложки вверх подними
и ударь: раз, два, три.
Спинкой ложечки ударь
И опять опусти. (Дети поднимают ложки вверх и ритмично стучат ими. Опускают ложки.)
Сядь на корточки
И по полу постучи.
Раз-два, раз-два,
Подниматься пора. (Дети садятся на корточки и стучат обеими ложками по полу. Поднимаются на ноги.)
Тихо стукнем о живот,
Ложка песню не поёт.
Что-то шепчет ложка,
Слышен звук немножко. (Дети стучат обеими ложками о животик.)
В ложки бей, бей, бей,
Ложкой бей веселей.
Спинкой ложечкой ударь
Ещё сильней. (Дети ритмично стучат ложкой о ложку перед собой.)
Воспитатель: Молодцы, ребята, у вас замечательно получилось, а сейчас давайте устроим оркестр и все вместе поиграем на ложках. (Включает музыку «Русская плясовая» и вместе с детьми играет на ложках.)
Воспитатель: Молодцы, очень весело у нас получилось. Понравилось вам? (Ответы детей.)
Воспитатель: Ребята, что нового вы узнали в нашем клубе «Русские традиции»? (Ответы детей.)
Воспитатель: Пришло время прощаться, но наше знакомство с ложками не закончилось. На следующей встрече мы продолжим и распишем деревянную ложку.
Ольга Иванова, Юлия Миначева, воспитатели
Филиал ГБОУ СОШ «ОЦ «Южный город»,
«Детский сад «Волжская жемчужина»,
п. Придорожный, Самарская область
Рекомендуем почитать
Спасибо, ваш отзыв учтён
Как вам материал?
- Комментарии