"Игры и Игрушки" №4-2022
10 причин, которые могут повлиять на становление речи у ребёнка
Осложнённое течение беременности или родов матери. Практически все перенесённые в период беременности или родов острые или хронические заболевания матери скажутся в дальнейшем в той или иной степени на развитии ребёнка. Нарушения развития выявляются внутриутробно, при рождении, но могут стать заметны и в период активного развития речи.
Генетическая предрасположенность. Наследственность - это важно. Обязательно необходимо обратить внимание на особенности развития речи у родителей. Но важно наблюдать, так как слишком большое отставание в формировании речи может привести к более серьёзным последствиям.
Нарушения слуха у ребёнка. Речевое развитие ребёнка происходит через слуховое восприятие всего окружающего в мире. Если он не слышит вообще или частично слышит, у него обязательно проявятся те или иные сложности с формированием речи.
Несовершенства артикуляционного аппарата ребёнка. С помощью органов артикуляции мы произносим звуки речи, слова, фразы, то есть мы разговариваем, общаемся. Поэтому, если они неправильно или недостаточно верно «работают», то и речь будет несовершенна. Также стоит обратить внимание, если ребёнок не может прожевать еду, у него частое слюнотечение, постоянно приоткрыт рот, то, скорее всего, это повлияет на становление звукопроизносительных навыков.
Индивидуальный темп развития речи ребёнка. Развитие речи каждого ребёнка идёт примерно по одному пути в определённом закономерном, заложенном природой темпе. Отставание от заданного темпа развития называют «темповая задержка развития». В 4 раза чаще встречается у мальчиков, чем у девочек. Это понятие применяется только к детям не старше 3-х, максимум 4-х лет. После этого возраста, как правило, переходит в тяжёлое нарушение. Вовремя замеченная и устранённая темповая задержка, позволит избежать задержки общего развития малыша в будущем. Чем раньше она обнаружена, тем проще и быстрее её скорректировать.
Отсутствие необходимости в использовании речи, как общения. Дети, которых чрезмерно опекают родители, всё за них делают, даже говорят, действительно не нуждаются в том, чтобы научиться выражать свои просьбы с помощью слова. Они совершенно не замотивированы к общению с окружающими с помощью речи.
Педагогическая запущенность. Если забота родителей проявляется лишь в выполнении необходимого каждодневного ухода и кормления, при этом, с ребёнком нет эмоционального контакта, ласки, как интонационного, так и словесного общения, с ним просто не разговаривают, ничего не показывают и не рассказывают, то логично и не будет правильного формирования речи.
Двуязычие в семье. Для детей-билингвов из многоязычных семей нормально начать говорить с незначительным отставанием. Они слышат вокруг речь на разных языках, при этом оказываются в более сложной ситуации, чем их ровесники, которым нужно освоить лишь один язык. Для того, чтобы правильно построить речь, такому ребёнку надо отделить один язык от другого. Для этого требуется определённое время. Так что вполне допустимо и задержка начала формирования речи, и отсутствие распространённых предложений, и ошибки в грамматическом построении фраз.
Неблагоприятная психологическая обстановка, стрессы. Сильные переживания ребёнка, испуг, психологические травмы в неблагополучных семьях могут привести к речевым нарушениям, таким как заикание или задержка речевого развития. Также сюда можно отнести «госпитализм» у ребёнка. Синдром отсутствия речи, вызванный отлучением от семьи у детей, помещённых в лечебные учреждения, связан как с психологическим стрессом, так и с недостаточностью общения.
Нарушения интеллектуального развития. Речь - это высшая психическая функция, как и восприятие, внимание, память, мышление. Поэтому формирование речи напрямую связано с умственным и психическим развитием детей. Недоразвитие любой функции влияет и на речь. Комплексная помощь всех коррекционных специалистов поможет настроить коммуникацию и скорректировать речевое развитие.
Если мамы начинают уверять, что ребёнок может говорить, но не хочет, балуется или ленится, то в этом случае учитель-логопед обязан рассказать об объективных причинах отсутствия правильной речи и дать рекомендации по коррекции выявленного нарушения.
Марина Шаронова, учитель-логопед
ГБОУ «Школа N2044», г. Москва
Рекомендуем почитать
- Лаборатория «Почва»
- 3D мираскоп (3D illusion maker)
- Любимые Новогодние музыкальные сказки
- Горячая десятка декабря
Спасибо, ваш отзыв учтён
Как вам материал?
- Комментарии